воскресенье, 18 июня 2017 г.

Серьезный вопрос - что собирать и как это делать правильно??? Некоторые советы от непрофессионального коллекционера начинающим...

Я действительно коллекционер непрофессиональный и, в первую очередь, потому, что начал заниматься собирательством редкостей достаточно недавно. 

Прошло всего каких-то лет шесть, как я впервые рассмотрел в лупу и положил в баночку, заинтересовавшую меня, монету.


Это была первая монетка в моей коллекции
                                                         А это вторая...

И было мне тогда 59 лет. Возраст, прямо скажем, вполне почтенный... 

Я думаю, мне повезло, что я увлекся одной только нумизматикой, в том смысле, что меня очаровали только монетки. Если бы я кинулся собирать все подряд - и боны и подстаканники и всяко разные значки с флажками, то, наверняка, попросту "потонул" бы в этом изобилии. 

А может быть, уже бы ничем вообще больше не занимался, окруженный складом старых и кем-то забытых вещей.



Поскольку ничего этого не случилось, то я преспокойненько эволюционировал в изучении попадающих в мои руки, интересных для меня, железных денег, выстраивая свою собственную систему их поиска, определения ценности, формирования коллекций монет в альбомах и составления собственного каталога этих монет.


Я много читал. Перевернул весь интернет, прочитал доступные мне книги по теории нумизматики и сделал вывод. Если хочешь от этого занятия получать истинное удовольствие, граничащее с наслаждением, требуется подходить к нему со всей серьезностью и заниматься этим делом постоянно.

Интуитивно, я ограничил круг своих особых интересов периодом Советов и современностью. Просто, по своим внутренним ощущениям понял, что меня "греет", а что нет. Это облегчило мне знакомство с материалом и сохранило массу полезного времени.


В общем, приступив к этим нумизматическим запискам, я подумал, что хоть и имею всего лишь шестилетний стаж в этом деле, но поделиться своим опытом в коллекционировании монет и, даже, дать некоторые советы начинающим, будет нелишним. 

И самый первый совет - не бойтесь начинать заниматься чем-то необычным в жизни в любом возрасте. Для молодых - это возможность к зрелым годам стать обладателем крутой коллекции и серьезным специалистом в этом потрясающем занятии. Для людей пожилых - это реальное дело, которое полностью компенсирует вам переживания о том, что вы теперь никому не нужны.

И еще...

Во-первых, вы будете собирать коллекцию, которая останется после вас вашим наследникам. И даже, если они решат ее продать - ну и здорово, в итоге вы серьезно поможете своим потомкам. 

Дело в том, что нумизматические коллекции не дешевеют, они только дорожают, а с продажи таких монет никаких налогов не оплачивается.

А во-вторых, у вас будет интереснейшее занятие, которым вы сможете заниматься до конца своих дней, в любом физическом состоянии. Так ведь, помимо простого собирательства, есть возможность изучать историю каждой монеты, которая попадает в ваши руки.

Какой простор для занятий на пенсии!!!...


Сначала, эдакие общие рассуждения.
  • Невозможно собирать все подряд. Вернее, это возможно, но не нужно. Потому что вы быстро превратите свой рабочий кабинет, а может быть и всю квартиру в склад хлама.
  • Надо четко определить — что вам нравится. Что греет, как это называется, вам душу. По себе могу сказать — мне очень нравится собирать «Советы». Так на сленге нумизматов называются монеты советского периода с 1921 по 1991 год. А на царские — смотрю достаточно равнодушно.
  • И из того периода или направления, которое вы выберете, хватать все подряд не стоит. Собирать надо монеты хорошего качества, не забитые, не затертые. На которых читаются буквы и знаки.
  • Надо не полениться и почитать про патину. Что это такое и почему ее нельзя нарушать. А также — как самому можно ухаживать за своими «сокровищами».
Итог — поначалу выберете одно направление или период и собирайте качественные монеты.

Вот тогда, по истечении нескольких лет у вас соберется действительно стоящая коллекция. Причем стоящая во все отношениях — и в качестве и в деньгах.

Ведь оно как — одна монетка может и недорого стоит, а вот если эти монетки собраны, систематизированы и описаны — тогда у этой коллекции появляется уникальная цена.

Советы с 1921 по 1957 год. Среди них больше всего встречается монет редких и достаточно дорогих. Даже для тех, кто не углубляется в нумизматику настолько, что начинает считать колоски на гербе. Для одержимых же колосками это вообще поле непаханое.


Лучше всего, если попадаются монетки не копаные (то есть, не извлеченные из земли). У бабок с дедками еще можно найти по шкатулкам такие монеты. И порой попадаются неплохие экземпляры.

Мне, в начале моей нумизматической активности, 75-летняя соседка принесла стаканчик, где лежали разные денюжки — от довоенных до 2000-х годов. И среди них оказался пятак 1935 года старого образца. Монета не раритетная, но достаточно дорогая, особенно, если она в хорошем качестве.


 Монетка подобного качества по каталогу А.Федорина может стоить от 300 до 600 долларов США

Старые Советы отличаются большим разнообразием штампов. Особенно интересно искать различия в форме букв С в аббревиатуре СССР. Можно обнаружить редкую монетку стоимостью в несколько десятков тысяч рублей. Особенно этим отличаются 3-х и 20-ти копеечные монеты. Смотрите http://kopeyka-rubl.ru/katalog-monet-sssr.htm 

СССР с 1961 по 1991 год

Монеты этого периода менее разнообразны, но и среди них можно найти интересные экземпляры. Например, 5, 10, 15 и 20-ти копеечные монеты середины и конца 60-х и до середины 70-х годов являются редкими. 


Интересен годовой набор монет СССР 1970 года выпуска. Его цена может превышать 70 тысяч рублей

Не менее интересен конец этого периода.
5-ти, 10-ти и 20-ти копеечные монеты 90-го и 91-го годов выпуска могут быть как с буквой, так и без буквы М, обозначающей, что изготовитель — Московский монетный двор. В зависимости от вариантов они могут быть разной степени редкости. Хорошую информацию об этом можно получить на сайте http://arhivmonet.ru/

Монета 1991 года выпуска достоинством 20 копеек без буквы М на сегодня является самой дорогой из монет этого периода. На аукционе в Москве полгода назад ее продавали за 42 тысячи рублей, мало того, она была за эту цену куплена...


Буква М, обозначающая монетный двор, на котором эта монетка была сделана, ставилась возле герба над буквой Р. А на этой монете ее нет...                  

На заре моей нумизматической карьеры мне такой экземпляр в отличной сохранности достался за 20 рублей в общей килограммовой массе металлических денег советского периода. Я тогда даже толком не понимал, что мне попалось.

Россия с 1997 года до наших дней

Начинал я именно с этих монет. Можно зайти на сайт http://coins2001.narod.ru/ , который ведет признанный знаток современности г-н Кульвелис и увидеть удивительные вещи. Современные монеты по цене десять, а то и больше тысяч рублей.

При этом, некоторые, такие как 10 рублей 2013 года, попадают вообще в разряд раритетных монет и сколько они могут стоить, определит только аукцион. Пока, эксперты их даже оценивать опасаются. А всего-то там цифра 3 в обозначении года выпуска по другому выглядит.

Лично был свидетелем, когда в магазин «Коллекционер», что на Федерации 11, зашли простые пацаны и выложили 2 рубля 2002 года. Сказали, что им в магазине на сдачу такую монетку дали. По Кульвелису такая денежка стоит 5000 рублей, а он очень осторожен в оценках.

Да, что там говорить. Мне самому в «Ленте» на сдачу дали 10 рублей 2012 года — перевертыш на 180 градусов. Монета с таким браком продается по 2000 рублей за штуку. Не очень большие деньги, но все равно приятно, что деньга редкая.

Кстати, о редкостях
Недавно племянник нашел денгу 1734 года. 

Казалось бы старина. Ан, нет. Такие денги, этого года, оцениваются по 250 рублей, максимум. Конечно, если это не монета в идеальном состоянии. Но, где же их возьмешь, таких-то. За столько веков все истерли.

В заключение, хотелось бы сказать, что надо понимать одну вещь. 

Реальная редкость — это действительно редкая монета, которая встречается одна на несколько тысяч монет. А могут быть и экземпляры существующие в штучном количестве. Как например, серебряные 10-ти копеечные монеты 1931 года. Их известно всего несколько штук.

Поэтому, надо трезво подходить к процессу коллекционирования. Хотя, стремиться к чему-то идеальному тоже нужно. Как же, без мечты-то.

С наилучшими пожеланиями. Ваш Владимир Владимиров

Посмотреть книгу "Мое хобби - нумизматика" и оставить свои замечания и пожелания можно на сайте https://ridero.ru/books/zapiski_voennogo_pilota_1/

а также, написав в поисковике запрос "Владимир Владимиров Записки военного пилота Мое хобби - нумизматика".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Можно ли заработать на современной монете 10 рублей

Про другие номиналы из современной «ходячки» я уже писал. И про 5 рублей и про два. Даже про монету достоинством в 1 рубль до...